Компенсация за задержку рейса самолета
Если ваш рейс задержали, или отменили, если потеряли или повредили ваш багаж - во всех этих случаях вам положена компенсация. Разберемся какую компенсацию вы можете получить.
Монреальская конвенция
21 августа 2017 года Россия присоединилась
к Монреальской конвенции, которая регулирует правила компенсаций в международных воздушных перевозках.
Что такое Монреальская конвенция
Монреальская конвенция - это расширенный вариант Варшавской конвенции 1929 года и была принята в 1999 году. Постепенно ее подписали 119 стран.
Под Монреальскую конвенцию попадают перевозки из страны, подписавшей конвенцию, в страну подписавшую конвенцию. Перевозки внутри страны не попадают под действие конвенции, если только во время внутренней перевозки не было посадки в другой стране.
Монреальская конвенция регулирует выплаты пассажирам за задержки и отмены рейса, утерю багажа, его повреждение. А также компенсацию родственникам за смерть пассажира.
Единицей расчета компенсаций служит специальные права заимствования - СПЗ.
На английском языке SDR (Special Drawing Rights) – курс этой переводной валюты меняется ежедневно. Обозначение данной условной валюты - XDR.
Курс СПЗ сегодня
Какие компенсации положены по Монреальской конвенции и Воздушному кодексу РФ
Согласно Монреальской конвенции приняты следующие выплаты.По Монреальской конвенции | по Воздушному кодексу | ||
СПЗ (XDR) | В рублях на 13.10.2017 | ||
Задержка рейса |
4694 |
около 383 тыс. | 1875 руб. за час задержки и не более половины стоимости билета |
Повреждение или утрата груза за кг |
19 |
около 1500 за кг | не более 11 тыс. руб. за ручную кладь, не более 600 руб. за 1 кг багажа |
Повреждение или утрата багажа за кг |
1131 |
92 тыс. | |
гибель |
113100 |
9,2 млн. | не более 2 млн. рублей |
Выплаты по грузу и багажу касаются только того багажа или груза, стоимость которых не была заявлена. Если стоимость была заявлена при регистрации, то и по Воздушному кодексу, и по Монреальской конвенции будет выплачиваться заявленная стоимость.
В Монреальскую конвенцию регулярно вносятся инфляционные поправки. Поэтому в самом тексте Монреальской конвенции суммы выплат меньше, чем в таблице. Последняя поправка была в 2009 году.
Обращаем внимание, что указаны максимальные выплаты, и они наверняка будут ограничиваться дополнительными актами.
Скажем, в Евросоюзе подстраховали авиакомпании, чтобы те не разорились из-за задержек, специальным регламентом ЕС 261/2004. За задержку рейса более чем на 3 часа максимальная выплата составит 600 евро при дальнем рейсе, а на небольшие расстояния (до 1500 км) всего 250 евро.
Тем не менее, принятие Монреальской конвенции должно существенно поднять выплаты пассажирам. До принятия конвенции все выплаты регулировались Воздушным кодексом России (статьи 119 и 120).
Для внутренних перевозок и после принятия Монреальской конвенции все компенсации рассчитываются по Воздушному кодексу.
Как видно из таблицы выше, Монреальская конвенция подразумевает гораздо более существенные выплаты, чем Воздушный кодекс.
Надо помнить следующее - выплаты осуществляются только тогда, когда задержки рейсов происходят по вине авиакомпании. Если виновата погода, забастовки и прочие форс - мажорные обстоятельства, компенсации ждать не следует.
Но согласно Гражданскому кодексу РФ (пункт 3 статья 401)
То есть если авиакомпания не может расплатиться за топливо - это не является обстоятельством непреодолимой силы.
Что должны делать авиакомпании при задержке рейса
Выше в статье были рассмотрены компенсации, но еще до компенсаций при задержках рейса авиакомпании должны предоставлять определенные услуги пассажирам.
На любых рейсах - внутренних, международных, чартерных, регулярных, действия авиакомпании при задержке рейса регулируются Федеральными Авиационными правилами (ФАП)
Сохраните у себя в телефоне пункт 99 этих правил, чтобы всегда знать какие услуги вы можете требовать от авиакомпании. При этом надо знать, что нет различия между чартерным рейсом и регулярным. Для любого рейса задержка есть задержка.
предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа. Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете Итак Если авиакомпания не выполняет требования и вам приходится самим оплачивать питание - фиксируйте нарушения, собирайте чеки и далее вы сможете обратиться в суд для компенсации не только физических потерь, но и морального вреда Если авиакомпания решит отправить вас рейсом другой авиакомпании, или другим маршрутом, то вы не должны ничего доплачивать. Претензии авиакомпании можно подавать (126 статья Воздушного кодекса) в течении 6 месяцев, к претензии нужно приложить копии документов, подтверждающих право на компенсацию.
Что еще нужно знать.
Срок подачи претензий.